Warning: SessionHandler::read(): open(/var/cpanel/php/sessions/ea3/sess_f7e00877702ff40880903b1676051857, O_RDWR) failed: No such file or directory (2) in /var/www/u0030591/public_html/kholuy.ru/system/library/session/native.php on line 17

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /var/www/u0030591/public_html/kholuy.ru/system/library/session/native.php:17) in /var/www/u0030591/public_html/kholuy.ru/system/library/session.php on line 30

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0030591/public_html/kholuy.ru/system/library/session/native.php:17) in /var/www/u0030591/public_html/kholuy.ru/system/library/session.php on line 50

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0030591/public_html/kholuy.ru/system/library/session/native.php:17) in /var/www/u0030591/public_html/kholuy.ru/system/storage/modification/catalog/controller/startup/startup.php on line 96

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u0030591/public_html/kholuy.ru/system/library/session/native.php:17) in /var/www/u0030591/public_html/kholuy.ru/system/storage/modification/catalog/controller/startup/startup.php on line 165
Историческая справка о народном художественном промысле лаковой миниатюры села Холуй

Историческая справка о народном художественном промысле лаковой миниатюры на папье-маше села ХОЛУЙ

 

Холуй одно из древнейших поселений, так свидетельствуют археологические памятники. Но никто не знает когда он точно появился.

Однако существует легенда, рассказывающая об этом. Рассказывают ее в разном духе, начиная со слов давным-давно это было…

Во времена нашествия на Русь татаро-монгольских завоевателей в XIII веке, захват и разорение ими града Владимира, окрестных сел и деревень, заставили людей искать спасения и убежища в глуши лесной и болотной, куда не могла пройти монгольская конница, на северо-востоке от Владимира. В эти глухие, в то время, места и бежали люди, ища спасения. Народ мастеровой, трудолюбивый и стойкий. Они селились по берегам реки Клязьмы и ее многочисленных притоков: Нерли, Уводи, Шижигды, Тезы и Луха, создавая поселения и обживая эти новые места. Широко известно, что владимирцы - мастера на все руки: отменные плотники, кузнецы, каменщики, литейных дел мастера, иконописцы и землепашцы. Рубили лес, строили избы, пахали землю, разводили скот, научились рыбу ловить, бортничать и лесного зверя добывать, все могли делать их руки. Вместе с житейскими делами и заботами жил в народе православный дух, стали храмы возводить, колокола лить и писать святые иконы. Крепка и славна Русь своей духовностью. Вот так постепенно и обживали, родной ставшую, землю наши далекие предки.
 

Красота сих мест великолепна в любое время года. Она и сегодня пленит многих. Река - красавица небольшая, глубокая, извилистая Теза, с ее весенними разливами широкими, что оком не окинешь, с дубравами и сосновыми борами, могучими вязами и ивами по берегам, заливные луга с морем цветов в летнюю пору, с осенним золотым листопадом и множеством стогов сена, и белейшими огромными сугробами зимою. Она, по-видимому, не была незамеченной и стала источником вдохновения на труд и творчество.
Не случайно обосновались наши предки здесь, на этом месте - ставшим любимым, может быть далеко не лучшем на земле, но именно здесь, не случайно.
 

Название же произошло от реки. В ней для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев называемые «холуи», «холуйники» – так объясняет русский толковый словарь В.И. Даля значение этих слов, а промысел рыбы в Холуе всегда был. Ее ловили много, и сами ели и продавали.
Люди сохраняли свой быт, национальные обычаи, высокую нравственность, веру и вообще Русскую культуру, здесь подлинно Русский дух. О значении этого, пожалуй, и не думали, но оно воистину велико.
Вот такова легенда убедительна и вполне правдоподобна. Верить ей или не верить судите сами.
 

Первые же документальные сведения о Холуе, уже известном русском селении, относится к XVI веку. Это грамота Великого Князя Московского Ивана Васильевича от 1546 года Троице-Сергиеву монастырю. «Об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц», из которой следует, что Холуй в то время являлся вотчиной этого монастыря, куда и поставляли холуяне добываемую здесь соль - продукт нужный и  дорогой.
В документах датированных 1613 годом Слобода Холуй упоминается уже как иконописное место и пожалована была князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.
С этих, дошедших до нас, документальных источников, о Холуе в последующие времена упоминается довольно часто.
Ученые люди иконописное искусство Палеха, Мстеры и Холуя называют древнерусской живописью. Они же утверждают, что раньше всех из них иконописание возникло в Холуе. Возможно, первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице-Сергиевой лавре. Монахи лавры и могли обучить холуян. Это предположение. А указание архимандрита лавры Афанасия «Набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет, острых к понятию и иконописному художеству надежных, и, дав им в лавре покой, пищу и одежду, обучать живописи иеромонаху Павлу» уже документально подтверждает приоритет Холуя в иконописном деле.
 

В Холуй для обучения иконописи направлялись ученики из Шуи и Мстеры, сведения 1672 года свидетельствуют об этом. Холуй становится в конце XVII века носителем традиций Троице-Сергиева стиля иконописи. С начала XVIII века искусство иконописи в Холуе развивается довольно быстро. Потребность в иконах росла с каждым годом. Холуйские иконы поставлялись в северные губернии России, Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Санкт-Петербургскую и в саму столицу. Большим потребителем икон была Сибирь, туда отправлялись иконы возами и целыми обозами. Холуй получает заказы на иконы из-за границы: Болгарии, Македонии и Сербии. Такой спрос, естественно, способствовал развитию.
 

В советское время, писать иконы, было запрещено. И художникам приходилось в новых условиях искать выход своему творчеству. Пройдя множество этапов становления, они пришли к росписи лаковой миниатюры на папье-маше.

В 1934 году художники объединились в артель, которая стала, впоследствии, градообразующим предприятием, воспитавшем много талантливых художников.
В многоликом и разнообразном русском декоративно-прикладном и народном искусстве лаковой миниатюрной живописи отдается предпочтение, за уникальность, красоту, талант художников и их «золотые руки». Лаковая миниатюра рукотворна, очень трудоемка и сложна, как в исполнении, так и в понимании, она родная сестра станковой живописи. Однако это прикладное искусство, так как неразрывно живопись слита с объемным предметом, шкатулкой, либо другим видом изделия и имеет утилитарное назначение.
 

Лаковая миниатюрная живопись искусство камерное, очень трудно смотреть её в выставочных залах, где невозможно внимательно рассмотреть детали, только тщательное рассматривание позволяет понять и по достоинству оценить ее.

Холуйская миниатюрная живопись именно такова, но имеет свои характерные отличительные черты. Она  реалистична и одновременно декоративна, отчего и понятна.

В Холуе, как нигде, изображению человека уделяется главное внимание. Он гиперболично монументален, будь это образ сурового ''Вещего Олега» либо грациозной «Снегурочки», отчаянного «Степана Разина» или могучего «Святогора-богатыря». Эта черта специфически русская и четко прослеживается во сем национальном искусстве.
Красота Холуйской миниатюрной живописи тоже своеобразна, неброская, но убедительно добрая, привлекательная, начиная с формы и пропорции самого изделия и кончая орнаментальным узором.
Характерные особенности Холуйского письма и сегодня продолжают возникать в непрерывном творческом процессе художников, и становится традиционным.
 

В 1961 года изделия с Холуйской миниатюрной живописью выходят на международный рынок. Первый заказ был из Лондона, затем из США, Германии, Франции, Бельгии и Италии.

Выход на международный рынок и тридцатилетний период поставки изделий на экспорт способствовал развитию искусства, укреплял экономику и поднимал международный престиж Русской лаковой миниатюры, в том числе и холуйской.
 

В семидесятых и восьмидесятых годах Холуйская миниатюрная живопись развивалась интенсивно. Создавались новые произведения, пополняя фонды местного музея и ассортиментного кабинета, Ивановского и Плёсского художественных музеев в Ивановской области, Московского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея народного искусства, где самая большая коллекция Холуйской лаковой миниатюры, отдела Исторического музея на Куликовом поле.

Увеличивался и выпуск изделий для рынка, рос коллектив художников. Ежегодно выпускники местной художественной школы вливались в коллектив и, работая вместе с опытными талантливыми мастерами, набирались творческого опыта, профессионального мастерства и становились настоящими специалистами. Эти годы характерны расширением ассортимента выпускаемых изделий, количество образцов, с которых художники выполняют небольшими тиражами изделия для рынка, насчитывает более семисот штук. В ассортименте появляются новые виды изделий по формам и назначению, традиционно черные по цвету изделия дополняются красными,  зелеными и вишневыми.
 

В апреле 1992 года государственное предприятие Художественная фабрика лаковой миниатюры перешло в собственность работников путем приватизации и стало называться ТОО «Диплома 1 степени Холуйские художественно-производственные мастерские», а в апреле 2000 года реорганизовалось в Производственный кооператив «Холуйские художественные мастерские». Это преобразование коренным образом изменило жизнь коллектива. Особенно это было заметно в творчестве. Так как художники могли более свободно выбирать форму шкатулки, сюжет и способ его изображения. Но это заставило художников еще более серьезно относиться к своим произведениям, так как их труд  оценивал непосредственно покупатель.

За время самостоятельной работы предприятие, в лице художников, достигло больших успехов. Постоянно создаются все новые и новые работы, которые проходят серьезную оценку на «художественном совете» предприятия. И если работа удовлетворяет все требования по композиции, рисунку, традициям и написанию, то работа отбирается либо для музея, либо для выставки, а так же на образец для изготовления небольшой партии, или в салоны на продажу.
 

Работы художников Холуя ежегодно участвуют в выставках-продажах, как в России, так и за границей. Уникальные произведения занимают определенные места, гран-при и т.д. Среди художников Холуя есть народные, заслуженные, а так же молодые, но очень талантливые.
В 2004 году Производственный кооператив «Холуйские художественные мастерские» отметили свое 70-летие. Мастерские также как и с самого зарождения, в качестве артели, являются градообразующим предприятием. На предприятии трудится 150 человек из них 115 художники.
 

Талантливых художников рождает Холуйское художественное училище миниатюрной живописи имени Харламова Н.Н., которое существует с 1935 года. Ныне, имеет название - Высшая Школа Народных Искусств (институт).


В основу творческой деятельности  ПК «Холуйские художественные мастерские» легли  художественные и технические традиции старинного иконописного промысла и русской  лаковой миниатюрной живописи на папье-маше:

  • Изготовление и декоративное оформление изделий осуществляется преимущественно с использованием ручного творческого труда художников;
  • Художественные приемы и стилевые особенности современной лаковой миниатюры отражают художественные принципы искусства холуйской лаковой миниатюры на папье-маше, в декорировании изделий используются сюжетные и орнаментальные композиции;
  • В художественной росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведенными на яичной эмульсии, способы декорирования на основе использования сусального и твореного золота;
  • Используется старинный способ наложения красок плавями, пришедший на Русь с традициями византийского искусства сохраняется последовательность декорирования изделий: грунтовочный слой, который наносится белилами, нанесение росписи и покрытие защитным лаком;
  • Применяются традиционные способы нанесения орнамента твореным сусальным золотом, воспроизводятся традиционные композиции, схемы построения изображения.

Также:   

  • Наряду с историческими, сказочными, былинными сюжетами, мастера выполняют композиции на темы из современной жизни;
  • Роспись строится на сочетании теплой охристой или холодной сине-зеленой гамме цветов, являющихся характерными для холуйской миниатюрной живописи;
  • Разрабатываются новые конструкции и формы изделий из папье-маше в  традициях искусства русской лаковой миниатюры;
  • Используется система традиционных приемов выполнения ручных  работ при изготовлении изделий из папье-маше.

 

В 2009 году ПК Холуйские художественные мастерские реорганизовался в ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры».

 

Основой художественной практики ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры» являются богатейшие традиции, сложившиеся в области  лаковой миниатюрной живописи на папье-маше и предыдущий творческий опыт мастеров холуйской иконописи.

 

На основании решения территориального художественно-экспертного совета по декоративно-прикладному искусству и художественным промыслам администрации Ивановской области, заключений Научно-исследовательского института художественной промышленности и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации изделия выпущенные «Холуйскими художественно-производственными мастерскими», были отнесены к изделиям народных художественных промыслов.

 

С 2001 года отнесение нашего предприятия к предприятиям народных художественных промыслов подтверждается распоряжением губернатора Ивановской области.